***ПОГОДА*** По данным Иркутского Гидрометцентра, 24 мая в г. Усолье-Сибирском и Усольском районе переменная облачность, без осадков, ветер юго-восточный 4-9 м/с, температура ночью +5,+10°, днем+26,+31°. *РАБОТА* Требуются сторож, желательно женщина, и автомеханик-моторист. 8(902)174-53-31. Охранному предприятию требуются сотрудники охраны. 8(902)561-35-60. Требуется водитель (кран-борт и мини-погрузчик). 8(964)211-01-10. Требуются сварщики, монтажники, высотники, разнорабочие. 8(964)211-01-10. Требуется дворник. 8(904)132-27-77. Требуются электромонтажники, разнорабочие, водители. З/п от 55 000 руб. 8(902)175-77-33, 8(914) 909-23-70. Требуются кухработники, рабочие. 5-29-44. Требуется кромщик(ца). 8(914)912-10-00. Требуется шиномонтажник, мастер по ходовой (развал-сход). 8(950)115-52-74. На новое радио требуются звукорежиссер и радиоведущий(ая). Запись на собеседование по телефону 8(950)109-19-19. Требуются сотрудник по обслуживанию зданий и сооружений, сварщик. 8(952)634-96-29. На предприятие требуются сортировщицы готовой продукции. 8(914)932-31-20 . Для работы в Ангарске требуются плотники-бетонщики. 8(901)657-87-44. *РАЗНОЕ* Продам дрова, горбыль, перегной. 8(904)125-777-3.
Автобус ЗиС-8 в Усолье — Из газеты Восточно-Сибирская правда от 02 июля 1939 года

Шел 1939 год. Начались Вторая мировая и Зимняя (Финская) войны,  закончились Гражданская война в Испании и бои на Халхин-Голе, заключен пакт о ненападении.  Западная Украина и Западная Белоруссия присоединились  к СССР. Во всех кинотеатрах показывают киноленту «Подкидыш». Родились Леонид Каневский, Александр Пороховщиков, Владимир Меньшов, Эммануил Виторган, Марвин Гэй, Клод Франсуа, Тина Тёрнер и другие знаменитости.  В городе Усолье в это время проживало 20 000 человек. Он активно развивался, строились предприятия, жилые дома, объекты гражданской инфраструктуры. Не забывали и о транспорте. Я подробно изучил выпуски газет «Восточно-Сибирская правда» (ВСП) и «Ленинский путь» того времени и обратил внимание, что так исторически сложилось, что у усольского автобуса есть три дня рождения. Но ближе к реальности лишь два.

Газета «Власть труда» (старое название ВСП) от 27 апреля 1927 года опубликовала в одной из статей: «С началом курортного сезона будут курсировать автобусы между Иркутском и Усолье в дни отдыха и по субботам. Кроме того, одна или две машины будут регулярно курсировать между станцией Ангара и курортом «Усолье»». На этом история обрывается. Вполне возможно, что Иркутск после того, как организовал у себя автобусное сообщение, смог связать близлежащие населенные пункты этим видом транспорта.

В нашем городе заговорили о создании внутригородского транспорта на пороге Второй мировой войны – в 1939 году. Газета «ВСП» от 17 апреля 1939 года опубликовала статью о культурно-бытовом строительстве Иркутской области в III пятилетке. В ней есть информация по Усолью, а именно: «Строительство Дома Советов, двух жилых домов, водопроводной сети, электросети. Приобретение автобусов. Курорт «Усолье» будет реконструирован и расширен. Намечено построить ванный и грязевой корпуса, санатории и т. д.». Кроме того, предполагалось строительство спортивных объектов, а также родильного дома, поликлиники, общежития медицинской школы, детских яслей.

В итоге внутригородской транспорт был запущен. Только не в пассажирской эксплуатации, а в служебной, для доставки рабочих на завод № 97. Первые автобусы были приобретены у Иркутска. В выпуске газеты «ВСП» от 2 июля 1939 года опубликовали маленькую заметку и фото: «В г. Усолье начали курсировать многоместные автобусы». Это первый день рождения автобуса в служебной эксплуатации.

Однако городу все равно требовалась связь с заводом через общественный транспорт, чтобы горожане не только могли ездить на работу, но и в магазины, школы, детские сады или в гости. Тогда в заметке «За культурное состояние наших сел и города» газеты «Ленинский путь» от 2 февраля 1940 года говорилось: «Трудящиеся не получили так необходимого им для связи с железнодорожной станицей пассажирского автобуса». В следующей заметке «По городу и району» от 8 марта 1940 года сказано: «На днях артель «Наша сила» закончит оборудование грузовой автомашины для перевозки пассажиров. Приспособленная автомашина будет курсировать по маршруту город – станция «Ангара». Но план о создании первого внутригородского транспорта рухнул, потому что началась война.

За годы войны промышленность и население значительно выросли. Увеличился и автопарк грузовых и легковых автомобилей. Усолье-Сибирское после победы стало расти, как грибы после дождя. Но не была придумана идея о создании быстрого и комфортного внутригородского транспорта, который хотели запустить еще в конце 1930-х годов. Во-первых, в городе не было асфальта, имелась только грунтовая дорога. Во-вторых, автозаправочных станций  тоже не было. Бензин возили из Иркутска. Что же делать? Страна после войны еще полностью не восстановилась, но рекордными темпами отстраивалась заново. В 1947 году исполком горсовета обратился с просьбой к облисполкому о выделении двух автобусов в распоряжение Усольского горсовета для организации перевозки пассажиров от станции «Ангара» до 2-го участка.

Совет Министров РСФСР своим постановлением  № 490 от 30 июня 1949 года принял решение об организации в Усолье-Сибирском автобазы треста «Верхлентранс». Ее первый директор – Михаил Башков, а первый водитель – Александр Гончаров.

Позже, 2 ноября 1949 года, горисполком принял решение об организации в городе автобазы и передаче в ее распоряжение деревообделочной мастерской горпромкомбината со всеми постройками, кузницей и гаражом. Открывается автобусное движение по первому маршруту ж/д вокзал – пос. Вакуумный. Это второй день рождения автобуса.

Автобус ПАЗ-651 на маршруте Тельма-Усолье.

«ВСП» от 10 января 1950 года в заметке «Без учета запросов трудящихся» описала первые проблемы работы автобуса: «В городе Усолье-Сибирском открылось регулярное автобусное движение. Но руководители автобазы треста «Верхлентранс» (начальник тов. Башков) составили совершенно неудовлетворительное расписание. Автобус из города на вокзал прибывает обычно за полтора, а то и за два часа до прихода поезда. Приезжающие с ним пассажиры вынуждены терять попусту целые часы. Вечернее расписание движения автобуса в поселок Тельму также составлено неудачно. Большинство рабочих и служащих заканчивает работу в 6 часов вечера, а автобус из Усолья отправляется в 4-30 или в 5 часов. На кого же рассчитывали в «Верхлентрансе», составляя такое расписание?».

Еще одна статья  в «ВСП» о работе автобуса от 1 сентября 1951 года: «Между городом Усолье-Сибирским и селом Мальта открыто автобусное движение. По графику автобус в 8 часов утра должен отправляться в первый рейс. Но, как правило, он опаздывает или не появляется вовсе. Когда пассажиры обращаются в Усольскую автобазу «Верхлентранса» и спрашивают о причинах задержки или невыезда автобуса на линию, получают всегда один ответ: «Автобус на ремонте». Иркутскому автотресту «Верхлентранс» необходимо обратить внимание па этот факт и потребовать от администрации автобазы наведения порядка в обслуживании трудящихся».

Выпуск «ВСП» от 26 февраля 1952 года: «Поезд останавливается. Приехавшие выходят на улицу, и к их услугам автобусы. Они ожидают пассажиров на привокзальной площади. Машины регулярно курсируют от центра города и до вокзала. Автобусное сообщение в Усолье-Сибирском налажено не только между станцией «Ангара» и центром города. Постоянное автобусное движение установлено по маршрутам: Усолье –Тельма, Усолье – Мальта. Автобусами связаны различные районы города».

И остается третий день рождения – 1953 год. Такую дату называют  библиографические указатели и ряд первоисточников. Как выглядел самый первый автобусный маршрут в Усолье? Он оставался единственным и почти неизменным на протяжении 10 лет. Автобус от станции Ангара двигался в сторону ЗГО, затем – 1-й участок, колхозный (центральный) рынок, и по ул. Интернациональной до ул. Ленина, а дальше по ул. Карла Маркса, мимо городских бань, на 2-й участок, и далее по ул. Магистральной до пос. Каркасного и сользавода. Маршрут № 1 просуществовал около полувека и был закрыт в 1998-1999 годах связи с нерентабельностью.

Уже тогда, после запуска автобуса, появилась надобность в открытии движения по маршрутам Усолье-Сибирское – Тельма и Усолье-Сибирское – Мальта. Позднее появились новые маршруты, как пригородные, так и междугородние – в Ангарск,  Иркутск. Стоимость поездки составляла 15 копеек от одной остановки до другой. До 1-го участка (3 остановки) поездка стоила 45 копеек, а до центра города (ул. Ленина) – 1 руб. 5 коп. (7 остановок). Плату принимал водитель. Он же открывал и закрывал единственную дверь с помощью длинной рукоятки. Позже в салоне появился кондуктор для обилечивания пассажиров. Изначально автопарк состоял из старых машин, имевших десятка два (или чуть больше) посадочных мест. Это были маломестные неуклюжие машины, собранные еще в 1930-х годах на Горьковском автозаводе. Да и не особенно богато ими было автобусное хозяйство – не более 15 машин. Впрочем, набивались пассажирами они под завязку, но на тесноту никто не жаловался.

Автобус в городе успешно развивался и становился популярным видом транспорта. Открывались новые маршруты, покупался подвижной состав. Автобусы ЗиС/ЗиЛ-154 и 155, капотной компоновки КАвЗ и ПАЗ, затем культовый «Луноход» ЛиАЗ-677 и его предшественник «Будильник» ЗиЛ/ЛиАЗ-158. ЛАЗы из Львова, любимые нами «Пазики», а также легендарные венгры по имени «Икарус», колесившие по междугородней линии – Иркутский аэропорт и Иркутск-Пассажирский. В этих машинах десятки тысяч усольчан оставили свои воспоминания, добрые впечатления, яркие эмоции и знаменательные события. И сегодня с ностальгической улыбкой их вспоминают.

Виктор КУДРЯВЦЕВ.

error: Копирование содержимого запрещено!