
В феврале свой 58-й день рождения отметило третье в Иркутской области, пятое в Восточной Сибири, 14-е по всей Сибири и 114-е в Советском Союзе трамвайное хозяйство Усолья-Сибирского. Трамвай, без которого невозможно представить жизнь города. В честь этого события представляем цикл статей, рассказывающих об истории появления нашего главного городского вида транспорта, с 1956 по 1967 годы. Четвертая часть посвящена 1966-1967 годам.
Наступил 1966 год. Три с половиной года прошло с начала строительства трамвайных путей, которое длилось медленно, но верно. Казалось, этот год должен поставить конечную точку, но подрядчик, строители и горожане оказались лишь наполовину.
Газета «Ленинский путь» от 1 мая 1966 года с заметкой «Обязательства выполнены» сообщила: «Коллектив Усольского монтажного управления «Сибэлектромонтаж» успешно справился со всеми пунктами предмайского социалистического обязательства. Выполнено монтажных работ на 330 тысяч рублей вместо планируемых 324 тысяч. Особенно хорошо потрудились в апреле участок С. Барышкевича, бригадиры И. Арзамазов, H. Лестняк. Коллектив монтажно-заготовительного участка заготовил около 80 опор для усольского трамвая. Здесь проявили ударный труд бригады А. Бочарова и Ю. Савина».
«Хорошими делами славится комсомолия СУ-5 треста «Востоктяжстрой». Молодежь здесь умеет отдыхать и увлекается спортом. Чаще других ее можно видеть и на воскресниках. Только на строительстве трамвая ею было организовано пять воскресников. И во всем является запевалой комсомолия. Это было отмечено и на заседании комитета ВЛКСМ треста «Востоктяжстрой». Но вместе с тем комитет указал комсомольцам СУ-5 на недостаточную работу по увеличению своих рядов. База же для такого роста в строительном управлении есть, – писал «Ленинский путь» в июне 1966 года.
В июле прокладка первой очереди трамвая и возведение трамвайного депо были закончены. Заказчик, Иркутский химкомбинат № 1, затем создал в своей структуре трамвайный цех и назначил его начальником Леонида Арсентьевича Иноземцева.
Газета «Восточно-Сибирская правда» от 7 октября 1966 года с заметкой «Трамвай в Усолье-Сибирском» информировала: «Позавчера строители и эксплуатационники произвели первую обкатку трамвая в городе Усолье-Сибирском. Управляющий трестом «Востоктяжстрой» А. Гришин разрезал ленточку, и трамвай двинулся в первый рейс. Его путь лежал от трампарка до фабрики-кухни. Протяженность линии –15 километров».
Но запускать пассажирское сообщение было еще рано, необходимо дождаться, когда вся инфраструктура будет готова на 100%. В то же время нужно было создать коллектив и ввести в эксплуатацию всю трамвайную инфраструктуру, от депо до тяговых подстанций. Приобрести подвижной состав, обучить водителей, укомплектовать службы необходимыми механизмами и приспособлениями. За помощью обратились в Иркутск и Ангарск, ведь там больше опыта, больше знаний. Обучение будущих водителей происходило именно там.
В 1966 году была сформирована первая группа водителей трамвая в количестве 30 человек и направлена на обучение в трамвайное депо Ангарска. Одними из первых, кто готовил водителей трамвая, были жительницы Иркутска Людмила Александровна Панфилова, Раиса Филипповна Щербакова и Любовь Васильевна Давина. В декабре 22 человека окончили курсы теоретического обучения на водителя трамвая по вагонам модели РВ3-6 и МТВ-82, без практической стажировки на линии. Причем, эти две модели никогда не эксплуатировались в Усолье. На должности электриков, слесарей, механиков, ремонтников взяли молодых людей, которые выпускались из профессионально-технических училищ.
В четверг, 23 февраля 1967 года, в теплый и солнечный зимний день, в честь 49-й годовщины Красной Армии состоялось торжественное открытие трамвайного движения в нашем городе. Открыт маршрут № 1 «Загородная – пожарное депо» (тогда еще не существовало треугольника «Управление», а кольцо было чуть-чуть дальше). Первым трамваем, который пошел по Усолью, стал старенький вагон, подаренный Иркутском – КТМ-1 с прицепом КТП-1, на котором можно было ездить и осваивать работу.
Этот небольшой двухосный желто-красный трамвайчик с маленькими окошками, с широкими дверцами, с деревянным салоном и со звездой впереди. Вагон стал неким олицетворением Победы в Великой Отечественной войне. Серийное производство началось в 1947 году, а закончилось в 1961-м. Всего построили 2280 вагонов, вернее, поездов, потому что КТМ-1 – это головной вагон, а к нему был еще и прицеп КТП-1 (Кировский трамвай прицепной). В 1960-1970-х годах их начали выводить из строя, дольше всего они продержались в Запорожье и Одессе – до 1987 года. Сложно поверить, что эти два города стали последними, где эксплуатировались поезда КТМ/КТП-1 и КТМ/КТП-2, проработав более 35-40 лет. В Усолье КТМ-1 в роли пассажирского вагона работал до 1975 года, а до 1980 года – в роли вагона-вышки.
КТМ-1 с № 009 под управлением водителя первого класса Галины Веселковой с кондуктором Ниной Дюсмикеевой навсегда войдет в историю города и трамвайного хозяйства. А вообще первым водителем трамвая в нашем городе стала Валентина Сергеевна Ткачева, а первым кондуктором – Нина Марковна Фомина. Также известно имя самого первого пассажира усольского трамвая – жителя 26-го квартала, старожила города Павла Петровича Цанина. Он получил бесплатный билет на год лично от начальника трамвайного цеха. Расписание движения было временное: с 6:00 до 9:30 и с 16:00 до 18:00. Тем не менее, все пассажиры были довольны, стал намного удобнее и быстрей проезд по городу. Обсуждая радостное событие, усольчане высказали свои предложения транспортной службе. К некоторым наверняка прислушались.
Но наряду с КТМ-1 одновременно трамвайную систему открывали современные вагоны, в то время – КТМ/КТП-2. Новые трамваи тоже были двухосными, как их предшественники, и стали последними из серийной модели Усть-Катавского завода. Больше вагонов с двумя осями не производили. Серийный выпуск начался в 1958 году и был завершен в 1969-м, всего было собрано более 3500 вагонов. Массовое списание началось в 1970-х годах. В нашем городе они ходили до начала 1980 года, а на западе страны – до конца 1980-х годов: в Днепропетровске (ныне Днепр) – до 1985, в Одессе – до 1987, в Запорожье – до 1989–1990 годов. Усолье-Сибирское становится третьим в Иркутской области, пятым в Восточной Сибири, 14-м по Сибири и 114-м в Советском Союзе городом, где есть трамвайное сообщение, а также 146-м в СССР, где есть городской электротранспорт (трамвай или троллейбус).
Помимо нашего города, в 1967 году трамвайные сети открыли в Ачинске и Нижнекамске, а троллейбусами обзавелись целых 12(!) городов Советского Союза. Это Астрахань, Балаково, Белгород, Тверь, Томск, Казахская Караганда, узбекский Алмалык, украинские Кропивницкий (бывший Кировоград), Николаев и Сумы, столица непризнанного Приднестровья – Тирасполь, а также грузинская Чиатура + междугородняя линия в Сачхере. А Баку похвасталась пятым метрополитеном в стране.
Также в 1967 году были закрыты три трамвайные сети, которые еще успели пожить в двух странах. Это случилось в конце Первой мировой войны, на рубеже гибели двух империй – Австро-Венгрии и Германии, но в 1939-1940 годах некоторые территории вместе с городами были присоединены к СССР. Это города Коломыя и Черновцы на Западной Украине и литовская Клайпеда. Причина простая – нерентабельно и нецелесообразно содержать. Хотя в Коломые трамвай работал на паровой тяге, головным вагоном являлся паровоз,и трамвай имел дополнительную роль – доставка грузов. А Клайпеда была последним городом в Литве с трамваем. Черновцы везде окружали троллейбусы.
Остается добавить, что Усольский трамвай – самая лучшая трамвайная сеть в Иркутской области. И сейчас трудно или невозможно себе представить, что бы мы сейчас делали, если бы в нашем Усолье его не было. Вообще, Усолье-Сибирское – один из лучших городов с трамвайным хозяйством России, если не всего постсоветского пространства, наравне со столицами бывших республик СССР и их крупными городами. Очень хорошее состояние путей, удачные трассировки линий, высокая интенсивность движения и хорошая наполняемость вагонов, а также довольно хорошее состояние самого подвижного состава. Трамвай является главным транспортом города. Есть еще как минимум два коридора, куда трамвай очень просится, и где для него специально оставлен землеотвод.
Виктор КУДРЯВЦЕВ.
Фото из личной коллекции Сергея Бутакова.