
Судьбу гостьи сегодняшнего номера нашей газеты высшие силы предрешили в момент ее появления на свет, определив днем ее рождения 5 октября – День учителя. Свое предназначение она поняла еще в детском возрасте и следует ему уже 41 год, выбрав для преподавания не самый простой предмет – математику. В первый же год учреждения премии президента России лучшим учителям она стала ее лауреатом. В 33 года наравне с педагогами, имеющими за плечами солидный опыт работы, ей вручили нагрудный знак «Отличник народного просвещения». В составе команды коллег-математиков за высокий профессионализм, творческую инициативу и особые заслуги в образовании ее наградили золотой медалью «Элита российского образования». Она была лауреатом премии фонда Д.Зимина «Династия». А уж грамот и благодарностей разного уровня в ее портфолио не счесть. Все это – об учителе математики и заместителе директора гимназии № 9 Татьяне Сизых.
ДЕТСКАЯ МЕЧТА О ШКОЛЕ
С гимназией Татьяна Валентиновна не расстается практически всю жизнь. Когда-то она пришла в «де вятку», тогда еще обычную школу, в первый класс, а потом вернулась сюда же учителем. Родители переехали в Усолье из Иркутска, когда старшей дочке не исполнилось и года. Валентину Васильевичу предложили работу на сользаводе, а маму назначили заведующей детским садом № 4, рядом с восьмой школой. Дочка работать в садик впоследствии не пошла, а вот ее школьная подруга Наталья Бобкова, проходившая практику в саду у Светланы Романовны, сейчас руководит детским садом № 33.
Родителей уже нет, но дочь помнит, как прибегала после школы к маме на работу, как советовалась с ней, уже работая в школе. Помнит, каким заботливым и любящим была папа, как радовал своих девочек подарками и гордился старшей дочкой, выбравшей профессию учителя. А еще у него везде царил идеальный порядок, и это качество деда унаследовал внук.
– После окончания школы я поступила в Иркутский пединститут, хотя мой классный руководитель Лидия Веремеевна Нехаенко, которая и привила мне любовь к математике, хотела, чтобы я пошла в университет. Но другие учителя советовали идти в пединститут, если я хочу получить именно педагогическое образование. И действительно, наши вузовские педагоги столько нам дали, что у меня не было вопросов ни по написанию планов уроков, ни по проведению внеурочных мероприятий. Выйдя из института, я считала себя уже готовым учителем, – рассказывает Татьяна Сизых.
Студенческая жизнь, по признанию моей собеседницы, была яркой и бурлящей. Учеба длилась как рабочий день – с девяти утра до пяти-шести часов вечера. И даже домой на воскресенье Татьяна приезжала с большой сумкой книг, чтобы доделать то, что не успела за неделю. После занятий будущие учителя шли в клубы, где проводилось множество комсомольских мероприятий, ходили в походы. Именно тогда Т.Сизых поняла, что ее местом силы, от которого она получает положительную энергетику, является Байкал. И сейчас, если настроение не очень, едет в Листвянку. Достаточно просто посидеть у Бай кала, чтобы вернуться до мой другим человеком. УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ РЯДОМ
Предрешено было и возвращение выпускницы пединститута в родные пенаты. Здесь еще училась младшая сестра Ира, мама возглавляла родительский комитет. Тогдашний директор школы Галина Сизых, тоже математик, ждала бывшую ученицу назад. И за годы совместной работы дала ей хорошую закалку. В гороно новоиспеченному учителю оформили вызов на работу в девятую школу, и она вернулась домой.
– Мне дали два четвертых и два восьмых класса. Больше запомнились восьмые – в одном 44 человека, в другом 42, хотя классным руководителем назначили в одном из четвертых классов. А на следующий год эти восьмиклассники попроси ли директора поставить меня их классным руководителем, так как их педагог ушла на пенсию. За год мы уже прошли проверку, изучили друг друга. В 1987 году эти ребята окончили школу, но мы дружим до сих пор. Одна из учениц, Елена Шестопалова, работает здесь учителем начальных классов. Еще одна, Татьяна Самбулова – заведующая детским садом № 32. Вообще в этом выпуске многие получили педагогическое образование, хотя и не все работают по специальности. В гимназию пришли мои ученицы Лилия Безъязыкова – я к тому же у нее была классным руководителем, Ольга Ружникова, тоже ставшая учителем математики. А я здесь работаю еще и со своим первым учителем Любовью Витальевной Фёдоровой и очень горжусь этим. Это мой наставник, и я знаю, что в любой момент могу обратиться к ней за помощью, что она меня поддержит. Она совсем молоденькой, после училища, пришла в школу, и мы ее боготворили, – вспоминает Т.Сизых.
Говоря о тех, с кого брала пример в начале своей педагогической деятельности, первой Татьяна Сизых называет свою маму. С ней она могла без утайки поговорить обо всем, поделиться своими чувствами, разобрать сложные ситуации и понять, что и где сделала не так. Тому, как нужно входить в класс, и необходимости всегда, независимо от возраста и настроения, вы глядеть стильно и элегантно, научилась у своей тети, тоже педагога. Правильно – целиком, а не в кратком изложении – читать книги ее научила Майя Тимофеевна Зорникова, учитель русского языка и литера туры. Подсказывали, как с каким классом себя вести, на кого обратить внимание старшие коллеги Евгения Павловна Каклюгина, Мария Ивановна Кирхмейер. Вспоминаются учитель физики Людмила Ивановна Верхотурова, которая советовала выпускнице вы учиться на учителя физики, Виктория Георгиевна Савина, передавшая ученице свою любовь к танцу. Татьяна и в институте танце вала, и в школе с ребятами танцы ставила, когда хореографа не было, и вела аэробику в детском клубе, где работала мама, когда ушла из детского сада.
БЕЗ ЯРЛЫКОВ И КРИКА
За годы работы у Т.Сизых было шесть выпусков. Кого-то она вела с пятого по 11 классы, кого-то два-три года. Но со всеми поддерживает хорошие отношения. Несколько лет педагог занимала должность заместителя директора по науке и связи с вузами, когда школа стала гимназией, потом снова ушла на преподавание. В ее выпуске 2007 года из гимназии вышли десять (!) медалистов, с этими ребятами учитель выиграла в конкурсе, который проводился в «де вятке» и завоевала звание «Самый классный классный». А в 2013 году Татьяна Валентиновна вошла в число победителей конкурса по результатам опроса выпускников, кто дал им «путевку в жизнь».
Сейчас моя собеседница не только ведет уроки, передавая свою любовь к математике детям, но и в качестве заместителя директора курирует учебный процесс, итоговую аттестацию школьников, статистику и отчетность по четвертям. И эта работа ей нравится.
Отвечая на мой вопрос, чего никогда не позволит себе как учитель, Т.Сизых сказала:
– Я не позволяю себе навешивать на детей ярлыки и оскорблять их и иду к ним с открытым сердцем. А если ругаю, то не ребенка, а ситуацию, которая произошла. Не позволяю себе кричать на детей на уроках, хотя голос повысить могу, если чем-то возмущена.
А еще педагог отметила, что учителя, к сожалению, никак не защищены от хамства со стороны как детей, так и взрослых. Случаются такие ситуации сейчас не редко, а законов, которые бы защищали учителя, нет.
ГЛАВНАЯ ПРОФЕССИЯ
В свободное от работы время Т.Сизых увлеченно знакомится с разными го родами и странами. Побывала на Дальнем Востоке, в Новосибирске и Красноярске, проехала по Золотому кольцу России. Увидела Польшу, Румынию, Китай, Турцию, Италию. И навсегда влюбилась в Москву, где недавно обосновался с женой и маленькой дочкой Василисой племянник и крестник Владислав.
Вместе с сестрой Ириной – лучшей и самой близкой подругой – Татьяна Валентиновна продолжает ухаживать за родительской дачей и выращивает на ней удивительной красоты розы. Вместе они отдыхают и на Байкал ездят. Есть у моей собеседницы и проверенные временем подруги, дружба с которыми началась еще до школы, и подруги по институту. Все они стали практически родственниками, к которым можно прийти и приехать без предупреждения и чувствовать себя у них, как дома.
Отвечая на мой вопрос, чего бы хотелось из того, что еще не сделано, Т.Сизых призналась, что хо тела бы чаще бывать в театре. Хотела бы капитально го ремонта для «девятки», чтобы успеть поработать в современных, комфортных условиях. И отдельного актового зала с мягкими креслами, не совмещенного со столовой. А для всех нас – мирного неба над головой.
Накануне двойного праздника, дня рождения и Дня учителя, обращаясь ко всем усольским педагогам, Татьяна Сизых пожелала:
– Всегда вспоминаю строчки из стихотворения Роберта Рождественского «Учителям»: «Удачи вам, дебютанты и ассы, удачи! Особенно по утрам, когда вы входите в школьные классы, одни – как в клетку, другие – как в храм». Я желаю всем педагогам, чтобы они входили в класс, как в храм. И тог да мы не будем с детьми и родителями на разных берегах реки. Профессия учителя – главная на земле. Как написала Вероника Тушнова: «Если б не было учителя, то и не было б, наверное, ни поэта, ни мыслителя». Надо пони мать значимость своей профессии. И не забывать: на нас смотрят, мы всегда на виду.
Инна ПРОКОПЕНКО.
Фото из архива Татьяны СИЗЫХ.
