
Более 150 лет назад в Сибири появилось предприятие, чей фарфор покорил не только Дальний Восток, но и международные выставки. Хайтинский фарфоровый завод стал настоящей легендой, а его история – культурным достоянием. Его прошлое приковывает внимание историков и становится основой для научных трудов.
ГЛИНА, РЕКА И ТАЙГА
Положили начало производству фарфора в Сибири предприимчивые крестьяне, братья Филипп и Даниил Переваловы, которые занимались добычей и сбытом местных огнеупорных глин. Почему предприятие решили создать именно в этом месте, при впадении речки Хайтинки в Белую? Все просто: во-первых, на реке поставили оборудование, которое с помощью силы воды производило помыв материалов; во-вторых, в те годы основным технологическим топливом были дрова, а фабрика расположилась среди тайги; в-третьих, рядом находилось месторождение уникальных белых коалиновых глин, которые и служили основным материалом для изделий. Приглашенные на фабрику рабочие со временем основали поселок Мишелёвка. Своим названием он обязан одному из самых талантливых мастеров завода этого времени – Н. Мишелёву. Для работы на фабрике приглашались не только местные жители, но и профессионалы фарфорового дела из Москвы и Санкт-Петербурга. Главным приоритетом на начальном этапе был выпуск изделий повседневного потребления. Фабрика производила емкости для хранения масла, солений и муки, тарелки, селедочницы. Это была дешевая, доступная большинству людей посуда. Изделия из хайтинского фарфора стали постоянными участниками ярмарок. Фирма братьев Переваловых занималась всеми этапами работы с продукцией, от производства до сбыта. В 1881 г. изделия фабрики удостоились серебряной медали «За трудолюбие и искусство» на Екатеринбургской выставке. А в 1896 г. в Нижнем Новгороде заводу присуждена награда «За хорошее качество изделий».
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ
После смерти Даниила Перевалова фабрика перешла в руки его сыновей. Один занимался продажей изделий в Санкт-Петербурге, другой работал на производстве в Хайте. Последний, Иван Перевалов, начал переоборудование завода. Для усовершенствования выпускаемых изделий Иван пригласил из Санкт-Петербурга мастеров с Императорского завода, производств Гарднера и Кузнецова. Благодаря этим усилиям фабрика получает признание. Чистый, тонкий, просвечивающий на свету хайтинский фарфор удостаивается наград не только на российских выставках, но и на международных. Например, в Антверпене в 1906 г. изделия Переваловых удостоились золотой медали, обойдя конкурентов из Дании, Китая и Голландии. Фабрика к этому моменту выпускала самые разные вещи: столовые сервизы, чайные пары и тройки, светильники, шкатулки, чернильницы, вазы и др. Поверхность посуды покрывалась орнаментами и элементами растительного мира Сибири, например, жарками.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПО-СОВЕТСКИ
В годы революции многое изменилось, теперь предприятие именовалось «Первая государственная Хайтинская фарфоровая фабрика «Сибфарфор». Начался процесс модернизации и перестройки, появились современные туннельные печи, корпуса завода стали каменными. На смену мотивам природы Сибири пришел декор в стиле советской плакатной графики. Сократилось производство фаянса. Главным стал выпуск изоляционного фарфора по заказу Москвы. С началом Великой Отечественной войны Хайтинский фарфоровый завод переориентировал свою работу на нужды фронта и тыла. Здесь стали производить технический фарфор, электротехнические изоляторы, простую, но жизненно необходимую посуду для госпиталей, воинских частей и столовых.
СИМВОЛ КАЧЕСТВА И ЭСТЕТИКИ
Период расцвета Хайтинского фарфорового завода пришелся на послевоенные десятилетия. Он сотрудничал с талантливыми художниками и скульпторами, которые разрабатывали уникальные образцы. Хайтинский фарфор стал узнаваем благодаря характерным чертам и широкому ассортименту продукции: столовые и чайные сервизы, разнообразные по форме и декору. Декоративные вазы и блюда часто украшались подглазурной росписью, изображающей пейзажи Байкала, таежные мотивы и абстрактные композиции. Предметы интерьера и сувениры варьировались от небольших сувенирных изделий до настенных тарелок. Изделия Хайтинского завода регулярно экспонировались на всесоюзных и международных выставках, где получали высокие оценки, дипломы и медали. Фарфор из Мишелёвки был широко представлен в магазинах по всему Советскому Союзу и пользовался стабильным спросом, являясь символом качества и эстетики. В начале 1990-х годов завод был акционирован, превратившись в ОАО «Хайтинский фарфоровый завод». Руководство предпринимало попытки адаптироваться к новым рыночным условиям: искались новые каналы сбыта, расширялся и обновлялся ассортимент продукции. Однако все эти усилия сталкивались с огромными трудностями. Начало 2000-х годов стало роковым для завода. Долги продолжали накапливаться, производство практически остановилось. В 2004 году ОАО «Хайтинский фарфоровый завод» было официально признано банкротом и окончательно прекратило свою производственную деятельность.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ
История предприятия с вековой историей заинтересовала главного хранителя музея им. В.П. Сукачёва в Иркутске Анастасию Грызлову, и она создала альбом-каталог «Сибирский фарфор: от фабрики братьев Переваловых до Хайтинского завода». С чего все началось, и как появилась идея составления каталога, нам рассказала его автор.

– Что вдохновило Вас на написание книги именно о Хайтинском фарфоровом заводе?
– Вдохновила сама коллекция, научный интерес к ней, ее история и в целом история завода, которому до сих пор, к сожалению, не посвятили ни одного монографического издания или каталога.
– С какими трудностями Вы столкнулись при сборе информации?
Для нас, музейных сотрудников, занимающихся наукой, сбор информации подразумевает изучение большого пласта архивных документов. Мы работаем с самим предметом, с целой коллекцией, ищем аналоги, чтобы была возможность сравнить, сопоставить. Это не просто сбор информации, а исследование. К сожалению, когда в начале 2000-х годов завод приобрел частный владелец, архивные документы предприятия были уничтожены. Сохранились лишь некоторые ранние документы о фабрике в центральных архивах страны, небольшая часть – в областном и мишелёвском, выборочно отчеты о деятельности завода в советский период хранятся в Москве и в архиве Усольского района.
– Сколько времени заняло написание книги от идеи до публикации?
– Идея появилась давно, и мы планомерно шли к ее реализации, но работа именно по созданию книги заняла год: с момента первой фотосъемки предметов до выхода книги из печати.
– Приходилось ли общаться с бывшими работниками завода?
– Да, конечно. Неоценимую помощь в атрибуции предметов может оказать только сам автор, поэтому сотрудничество с ныне живущими художниками необходимо при изучении музейной коллекции.
– Помимо архива, к каким еще историческим данным Вы обращались?
– Сама коллекция является источником информации. Через различные подписи на предметах, клейма на поддонах, сюжеты, техники и виды росписей изделие может рассказать о себе очень много.
– Какие изделия считаются наиболее ценными?
– Для нас, музейных специалистов, ценность предмета в его уникальности. Таковыми являются изделия XIX века, авторские произведения художников, изделия, связанные с какими-либо историческими событиями или выдающимися людьми. Таких предметов в коллекции сибирского фарфора много.
– Вы изучали информацию о работниках завода. Кто был самым выдающимся, и почему?
– Изготовление фарфора – это коллективный труд, но есть люди, которые создают стилистику предмета и его форму, художники и скульпторы. В XIX веке таким человеком был живописец Дмитрий Морозов. В 1936 году на фабрику «Сибфарфор» пришла работать Нина Асямова – первый художник, сделавший серьезные шаги в поисках сибирской тематики и внедрения в производство Хайты детского рисунка. В 1957 году на завод приехала Дина Воронцова. Она одной из первых стала внедрять в массовое производство фарфоровую скульптуру. С 1966 года главным художником завода стала Раиса Алёшина, предпочитавшая изображать цветы широким размашистым мазком и научившая подглазурной технике не одно поколение мастеров. В 1966 году в творческий коллектив завода пришли Владимир Чертков и Рустам Владимирцев. Творчество Черткова очень динамичное и узнаваемое, стилистика агитационного фарфора соседствует со строгими графическими пейзажами, выполненными методом шелкографии. В 1974 году главным художником завода стал Виктор Лозинский. Вместе с супругой Станиславой Дмитриевной они подготовили для производства 23 формы и более 38 рисунков. В 1980-е годы на завод пришла работать Ольга Вахрушева, разрабатывающая направление пейзажной живописи на фарфоре. И так можно говорить о каждом художнике завода.
– На Ваш взгляд, что делает Хайтинский завод особенным по сравнению с другими?
– Хайтинский завод начался с фабрики Переваловых. Филипп, Даниил, а затем и Иван при отдаленности от центральной России, при сложной транспортной доступности, отсутствии квалифицированных специалистов и больших технических возможностей смогли не просто организовать фабрику, а развить производство с представительствами по всей Восточной Сибири. Этого не было бы, если бы Иркутская губерния не располагала обширными месторождениями огнеупорной глины, ресурсами полевого шпата и кварца. Поэтому особенным Хайтинский завод делает наличие сырья, благодаря которому изделия получались с тонким белоснежным звонким «черепком».
Хайтинский фарфоровый завод – гордость Сибири. Сегодня его наследие хранят музеи и коллекционеры, а история завода остается примером сибирской смекалки, упорства и высокого мастерства. Некоторые люди до сих пор верят в то, что завод снова начнет жить яркой и насыщенной жизнью.
Артём ШАПОВАЛОВ.
Фото из архива завода и А.Грызловой.
