***ИНФОРМАЦИЯ*** Уважаемые телезрители! Прием заявок в бегущую строку, блок объявлений и концерт-поздравление осуществляется в офисах медиахолдинга "Феникс" по адресам: ул. Луначарского, 16а (напротив школы № 16); ул. Республики, 6 (ТД "Центр", ц. рынок). Справки по тел. 8(950)109-19-19. ***ПОГОДА*** По данным Иркутского Гидрометцентра, в г. Усолье-Сибирском и Усольском районе 13 ноября переменная облачность, преимущественно без осадков, ветер юго-восточный 6-11 м/с, температура ночью -7,-12°, днем +3,-2°. ***РАБОТА*** Требуется дворник. 8(902)579-43-39. Требуются электрики, сварщики. 8(904)151-88-88. Требуются повара, ученик повара. 8(902)178-89-19. Требуется разнорабочий, 1/3 (желательно пенсионер). 8(902)510-72-01. Требуются электромонтажники, разнорабочие, водители. З/п от 55 000 руб. 8(902)175-77-33, 8(914)909-23-70. ***ПРОЩАНИЕ*** После продолжительной болезни ушла из жизни Мустафина Раиса Ильинична. Прощание состоится 14 ноября с 14.00 до 15.00 по адресу: ул. Интернациональная, 24. Ушла из жизни Гузикова Мария Михайловна. Прощание состоится 13 ноября с 11.00 до 11.20 в п. Белореченский, 22, 4-й подъезд.
Путь к Богу Михаила Шмакова

Без малого 20 лет назад, в 2007 году, в Усолье-Сибирское по направлению Иркутской епархии приехал выпускник Тобольской духовной семинарии. Прослужив недолго в Спасо-Преображенском храме, Михаил Шмаков перешел в 2009 году в только что открывшийся и освященный Свято-Никольский храм, где и служит по сей день. Отец Михаил – единственный в Иркутской области священник, освоивший язык жестов, и благодаря ему усольчане, иркутяне и ангарчане, имеющие проблемы со слухом, получили возможность приобщиться к православию: побывать на службах с сурдопереводом, исповедаться.

Разное детство
Родился будущий священник на Байкале, в поселке Култук, 9 мая 1980 года, но в годовалом возрасте после развода родителей переехал с мамой и старшим братом к бабушке и дедушке в поселок Кутулик Аларского района. Мама практически всю жизнь преподавала и все еще преподает в местном училище химию и биологию. Старший брат погиб в возрасте 23 лет при неясных обстоятельствах, а младшая сестра живет в Иркутске.
– Детство было разным, – вспоминает Михаил Шмаков. – Одно – без отчима, когда я был свободен и предоставлен сам себе, делал, что хотел, ходил, куда хотел. И другое – с отчимом, когда сразу появилось много работы. Мы с братом перекопали множество ям под разные нужды, ухаживали за скотом: коровами, лошадьми, баранами, свиньями. Лето я жил на пасеке, охранял пчел, варил еду себе и собакам. Познакомился со всей техникой, которая была в хозяйстве, а уже с девяти лет отчим сажал меня за руль. В 14-15 лет пахал огород соседям, зимой один ездил на тракторе с прицепом за соломой. С одной стороны, хорошо, когда все умеешь делать сам, а с другой, настолько привыкаешь к этому, что совсем не умеешь, как сейчас говорят, делегировать обязанности другим людям.
Думать о том, чем заняться по окончании школы, было некогда, и выпускник пошел по проторенной дорожке – поступил на агрономический факультет в Иркутский сельскохозяйственный институт, представители которого приезжали в Кутулик на выпускные экзамены и набирали студентов. Много позже Михаил понял, что мог бы поступить куда угодно, если бы не жизнь в ограниченном пространстве и неуверенность в себе. Сложно было даже представить, что он сам поедет в Иркутск выбирать какой-то вуз.
Не та профессия
После двух с половиной лет обучения, отмечая, как принято у студентов, золотую середину, парень внезапно подумал: «Что я здесь делаю? Зачем мне это?». Но, поскольку привык доводить начатое до конца, решил доучиться. На четвертом курсе уехал в Тайшет на пятимесячную практику от службы карантина растений. И снова убедился, что ему скучно и неинтересно, хотя работы было много. Не прибавило интереса к профессии агронома и признание уже работающего знакомого выпускника вуза о том, что в хозяйствах никто не придерживается севооборота, не делает анализ почв – это просто никому не нужно.
Во время подготовки дипломной работы по озеленению газонов М.Шмаков ходил заниматься к тете, жившей на Синюшиной горе, в доме которой, в отличие от общежития, было тихо и спокойно. Двоюродная сестра мамы Надежда Пустовалова сама ходила в храм и стала рассказывать о Боге племяннику. А как-то раз, когда он остался ночевать, разбудила его рано утром и позвала с собой на службу. Затем предложила покреститься. Михаил не стал этого делать, поскольку не собирался соблюдать заповеди Божьи. Но месяцев через десять все-таки надумал, решив, как многие, что тогда Бог будет к нему ближе, станет его оберегать. Произошло это в 2001 году. И удивительное дело: одногруппники отнеслись к этому неприязненно, хотя раньше им было все равно, крещеный он или нет. Тогда парень впервые задумался о том, что Христос почему-то вызывает у многих людей негатив.
Со светом в душе
Через год после крещения тетя Надя убедила племянника, что нужно исповедаться.
– Я сходил на исповедь, рассказал обо всем, в чем хотел покаяться – и для меня все перевернулось. Я вышел на улицу с облегчением и светом в душе. Шел и думал: «Почему люди ходят мимо и не заходят в храм, чтобы получить облегчение сердцу?». После этого я стал ходить в церковь, молиться, – рассказывает священник.
После окончания вуза в 2002 году у будущего агронома было целых четыре неплохих варианта трудоустройства, и он решил посоветоваться по этому поводу с батюшкой, который предложил ему… поступить в семинарию. Озадаченный таким поворотом Михаил решил не принимать скоропалительных решений, взял паузу и уехал к маме, которая тогда уже жила одна. С головой окунулся в хозяйство и так применил свои познания в агротехнике, что в на 24 квадратных метрах теплицы вырастил столько помидоров, что не знал, куда их девать. Параллельно постился, и допостился до того, что еле с кровати вставал. В военкомате на призывника, у которого обнаружился букет заболеваний, махнули рукой и отправили восвояси. А Михаил, измучившись внутренними переживаниями, решил, что поедет в семинарию, если ему напомнят. И ему позвонили. Он вернулся в Иркутск, год прожил при храме, прошел практику воцерковления, работал, ходил в алтарь. Жил вместе с 15-ю молодыми людьми в железнодорожном купейном вагончике с буржуйкой, которую кто-нибудь иногда забывал подтопить, и тогда все буквально замерзали.
Ангел в помощь
Наступило лето, и М.Шмакова отправили в Тобольскую духовную семинарию. В Тюмени надо было пересесть на другой поезд. В огромной очереди в кассу к нему подошла незнакомая женщина, которая возвращалась в Тобольск с отдыха в Сочи и сделала для него столько, что порой и близкие люди не делают. Сначала помогла ему быстрее купить билет на поезд, а, узнав, что он едет в семинарию, супруги привезли парня к себе в коттедж, накормили и оставили ночевать. На следующий день прокатили по городу и рассказали, что где находится, а потом довезли до семинарии. Случайная попутчица довела парня до приемной, дождалась, когда у него возьмут документы, и только потом ушла.
– Это как будто ангел сошел с небес и привел меня сюда, – сравнивает мой собеседник. – И я начал понимать, что попал именно туда, куда надо, избрал верный путь. А когда зашел в столовую, и там сто человек запели «Отче наш», еще больше убедился в этом.
В семинарии все было просто: устроенный быт, организованный день. Учеба, молитвы, послушания и многочисленные миссионерские поездки по Ханты-Мансийскому округу.
Служба с сурдопереводом
Священнослужитель признается, что, когда приехал в Усолье, удивился, как мало здесь инициативных людей по сравнению с Ханты-Мансийским регионом, где инициатива бьет через край. А здесь, как он заметил, все очень тихо, спокойно и отчасти даже депрессивно.
В 2008 году к отцу Михаилу обратилась председатель местного общества глухих Елена Хабибулина с просьбой своих подопечных, которые хотели пообщаться со священником. Он начал приезжать в общество и наблюдать, как люди общаются, спрашивал, что его интересовало. Сосед по Кутулику Сергей Попов, который еще семинаристом стал заниматься с глухими, подсказал, с чего начать. И уже с января 2009 года в Свято-Никольском храме стали проводиться службы для прихожан из общества глухих. Приходят они и на исповеди. А потом к единственному в Приангарье священнику, освоившему язык жестов, с областного телеканала обратились с просьбой делать сурдоперевод для православно-просветительской программы «Ковчег». И около десяти лет М.Шмаков ездил в областной центр, чтобы передачу могли смотреть и не слышащие люди.
Не лишайте детей выбора
Еще будучи четверокурсником семинарии Михаил Шмаков создал семью. Его избранницей стала Алёна, которая училась в Тобольской семинарии на регента – руководителя церковного хора. По удивительному стечению обстоятельств, она тоже агроном, только окончила Красноярский аграрный университет. Во время учебы девушка жила в семье дяди, и в храм ее привела дядина жена. Из церкви ее направили учиться в семинарию, где и произошла встреча с будущим супругом. Алёна руководит хором в Свято-Никольском храме, а еще она мама троих детей. Старший сын Андрей из родительского гнезда уже вылетел, он учится в Иркутске на техника по компьютерным системам. Второй сын Вадим – восьмиклассник, а младшая, дочка Анечка – третьеклассница, увлеченная лепкой.
– Я не заставляю детей в обязательном порядке ходить в храм, на исповедь, поститься. У меня такого не было, и они тоже должны сами сделать свой выбор, – считает многодетный отец. – Я просто объясняю, почему для меня это важно, а они могут решить, важно ли это для них. Человеку нечего делать в храме, если это не его искренний личный выбор. Сыновья оба прошли через алтарь, ходили со мной, но старший сразу понял, что это не для него. Средний пару раз пришел на службу и больше не захотел. А есть дети, которые приходят с бабушками, родителями и рвутся чем-нибудь помочь батюшке. Был мальчик, который дома сам делал себе епитрахиль, как у священника, проводил богослужения с бумажным кадилом. Другой лет с пяти заставлял родителей его покрестить, со мной всегда здоровался при встрече, и в семь лет он все-таки уломал родителей, и я его крестил. И он уже умел молиться, крестился правильно. Поэтому я стараюсь проще относиться к этому. Ты не можешь воспитать в ребенке интерес к религии – ты можешь только показать, предоставить ему выбор. Старший мне недавно позвонил и сказал, что стал читать библию, и спрашивать о том, что ему непонятно. И это гораздо лучше, чем, если бы я заставлял его это делать. К религии нужно прийти естественным путем.
Дом для семьи
Больше десяти лет назад глава семьи начал строить для своих родных дом за виадуком. Сначала нанимал специалистов, но быстро понял, что сделать все так, как ему надо, может только сам. С тех пор успел освоить много профессий в зависимости от стадии строительства. В свой дом семья уже перебралась, но живет фактически посреди стройки, потому что отделочных, сантехнических и электрических работ впереди еще немало.
Когда человек строит дом, чаще всего это означает, что никуда уезжать из этого края он не собирается. Не планирует этого и отец Михаил, но понимает, что в жизни может случиться все что угодно. А значит, не стоит привязываться к какому-то месту. На мой вопрос, доволен ли тем, как сложилась жизнь, мой собеседник без раздумий ответил, что доволен, и менять ничего не хочет. А это, наверное, главное для каждого из нас – прожить жизнь, которая тебе нравится.

Инна ПРОКОПЕНКО.
Фото из архива М.ШМАКОВА.

error: Копирование содержимого запрещено!