
Мой прадед, Павел Макаров, родился в 1926 году в Олекминском районе Якутской АССР, в живописном селе под названием Солянка. Кроме добычи соли, там занимались сельским хозяйством, и Павел Прокопьевич, будучи сыном крестьянина, трудился на колхозных полях. В ряды Красной Армии его призвали в 19-летнем возрасте.
По распределению попал на Дальневосточный фронт. Боевые действия продлились недолго, хваленая квантунская армия была разгромлена нашими войсками всего за несколько месяцев. Когда канонада стихла, прадед продолжил нести службу в Маньчжурии, помогая гражданам поднебесной восстанавливать хозяйство и промышленность.
В родное село П.Макаров вернулся только в начале 1950-х годов с медалью «За отвагу» и не самыми лучшими воспоминаниями. Недалеко от дома, в селе Русская Речка, открылась буровая, и Павел Прокопьевич стал работать на ней мотористом. Именно в Русской речке он встретился с моей прабабушкой Александрой Иннокентьевной. В начале 1960-х работы на месторождении свернули. И молодая семья Макаровых решила переехать в родное село Павла Прокопьевича. В селе Солянка родилась моя бабушка Валентина Павловна. Технические навыки пригодились прадедушке не только в колхозе. В Солянке построили сельский клуб, и местным жителям впервые показали настоящее чудо техники – кинематограф. За проектором в роли киномеханика сидел Павел Прокопьевич. В кино он влюбился сразу, часто рассказывал сюжеты как новых, так и старых фильмов своим родным и близким, но не во всех подробностях, а чтобы привлечь публику.
Увлечением прадеда стала резьба по дереву, многим односельчанам он помогал строить новые дома. Прошло уже много лет, но в селе Солянка до сих пор есть дома, к которым он приложил свои золотые руки. Со временем Павла Прокопьевича стали беспокоить странные боли, к концу 1970-х годов стала известна их причина – онкология. В то время он готовился стать дедушкой, дочь Валентина ждала первенца, моего папу Руслана. Как рассказывали бабушка и прабабушка, прадед часто говорил, что держится на этом свете изо всех сил, чтобы увидеть Русеньку. Но не успел, уйдя из жизни за две недели до рождения внука.
О боевых подвигах прадеда нам неизвестно, прабабушка рассказывала только про их семейную жизнь. Говорила, что иногда его мучили кошмары. Во время работ по восстановлению мирной жизни в Маньчжурии он воочию видел следы ужасающих военных преступлений, совершенных императорской армией Японии. Сам прадед не считал себя героем, он часто говорил жене: «Герои – это те, кто бил фашистов под Сталинградом. А мы войны почти не видели». Ветераном он стал уже после смерти – только в 80-е годы участников войны с Японией признали ветеранами войны. Впрочем, медали «За Победу над Японией» и «За отвагу» говорили о многом. Павел Прокопьевич остался в памяти родных и близких, как добрый и светлый человек. Несмотря на все пережитые трудности, он никогда не падал духом и излучал оптимизм.
Юрий ЯРИАХМЕТОВ.
Фото из семейного архива.