Почти три часа общественники обсуждали актуальные для города темы.
Майское заседание членов Общественной палаты города вместо запланированных двух часов продлилось практически три. И началось уже традиционно с награждения. Кого и за что наградили, мы рассказали в прошлом номере газеты. А сегодня поговорим о том, какие вопросы обсуждали общественники, и почему некоторые из них вызвали много вопросов и желание высказать свое мнение и свою точку зрения.
Какую воду пьём?
Первым о контроле качества питьевой воды в Усолье и недопущению загрязнения источника водоснабжения доложил начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Усолье и Усольском районе Алексей Пешков.
– Единственным на сегодняшний день источником питьевого централизованного водоснабжения города является река Белая, водозабор на которой расположен недалеко от лагеря «Восток», – напомнил Алексей Валерьевич. – По всем показателям претензий к ресурсоснабжающей организации у нас нет. Кроме нашего контроля, есть еще ведомственный в самой организации, ежедневные отчеты.
Территориальный отдел ежемесячно мониторит и качество питьевой воды нецентрализованного водоснабжения – трех артезианских скважин на улицах Плеханова, Ленинградской и Российской. Нареканий здесь тоже нет. Проблема в другом.
– Один источник централизованного водоснабжения – не очень хорошо, потому что в случае отключения электроснабжения город останется без воды, – пояснил А.Пешков. – Необходим альтернативный источник водоснабжения. Несколько лет назад изыскания по нему начинали проводить, но сейчас прекращены.
Пояснения на этот счет дал мэр города Максим Торопкин:
– Мы почти закончили эту работу, у нас было два направления: тельминское, где проходит путепровод, и сосновское – там есть хороший подземный источник с чистой питьевой водой. На строительство водопровода на этом источнике и будем просить деньги.
Высадим деревья и цветы
Вернется ли Усолье к былой славе одного из самых зеленых городов страны, рассказала заместитель мэра – председатель комитета по городскому хозяйству администрации города Юлия Тимофеева. В 2025 году за счет экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 4,38 млн рублей запланированы посадка, пересадка и полив деревьев и кустарников, санитарная обрезка и обработка от вредителей, содержание газонов и клумб.
– Мы заключили контракт на 400 тысяч рублей с индивидуальным предпринимателем по обработке в мае от горностаевой моли яблони, калины и акации во дворах, скверах, на Комсомольском проспекте, в районе стадиона «Химик» и мемориала Памяти, – сообщила Юлия Аркадьевна. – Запланирована высадка однолетних и многолетних цветов на клумбы по улице Богдана Хмельницкого, у памятника красногвардейцам, около торгового центра «Хамелеон», по проспекту Космонавтов, в сквере на 59 квартале, в подвесные кашпо на улицах Толбухина, Карла Либкнехта, проспекте Космонавтов на сумму 600 тысяч рублей.
В мае-июне в питомниках приобретут 1090 саженцев ели, сосны, рябины, сирени, гортензии, клена гиннала на 1,8 млн рублей. Их высадят на территориях школ и детских садов, ДДТ, ДЮСШ № 1, в парке «Патриот», сквере Мира, на озере Молодёжном, во дворах улиц Розы Люксембург, Молотовой, проезда Серёгина. В районе мемориала Памяти вместо спиленных тополей обещают посадить ель сибирскую. Еще 25 саженцев ели высадят в сквере у храма на улице Карла Маркса.
Подготовлены проекты озеленения Комсомольского и Ленинского проспектов, улиц Бурлова и Стопани (вдоль федеральной трассы), рассматривается вопрос высадки 54 саженцев лиственных деревьев возле домов 60/2 и 60/3 по Комсомольскому проспекту.
Ухаживать за цветами предстоит ребятам, занятым летом на станции юных натуралистов, за деревьями и кустарниками – работникам МУП «Сервисный центр».
По словам общественников, поступает много обращений от жителей улицы Ватутина, где спиливают тополя. Выяснилось, что делается это по требованию Госпожнадзора, чтобы освободить проезд спецтехники к многоквартирным домам.
Самокатчики и мотоциклисты
Еще один больной, хотя и не по теме, вопрос, по мнению общественника Константина Кушнера – самокаты. Готов ли город к такому количеству нового вида транспорта, и есть ли у прокатчиков разрешение на оказание услуги?
– Я бы больше опасался мотоциклистов, – возразил М.Торопкин. – Велодорожек у нас хватает, они есть на Интернациональной, Суворова, Комсомольском проспекте, а самокаты с идентификационными номерами. А вот когда 14-летнего подростка родители сажают на кроссовый мотоцикл, разгоняющийся до 150 километров в час… Зачем?! За два месяца мы уже 21 родителя оштрафовали!
Председатель Общественной палаты Марина Перевалова поинтересовалась, будет ли асфальтирование сквера за ДДТ. Однако в нынешнем году средства на это не предусмотрены.
Бюджет с профицитом
– В 2024 году доходы бюджета составили 5 миллиардов 87 миллионов 792 тысячи рублей, расходы – 5 миллиардов 53 миллиона 64 тысячи рублей, профицит бюджета – 34 миллиона 727 тысяч рублей, – доложила председатель комитета по финансам администрации города Елена Егорова. – Сумма муниципального долга – 41 миллион 134 тысячи рублей. В структуре доходов 72,2 процента занимают безвозмездные поступления, 23,8 процента – налоговые и неналоговые доходы. В сравнении с 2023 годом неналоговые доходы выросли на 24,5 процента.
Как и в предыдущие годы, бюджет носил социальную направленность. Расходы на социальную сферу составили 54,1 процента, на ЖКХ – 38,2 процента, на иные цели – 7,7 процента. Муниципальный долг по сравнению с 2023 годом уменьшился на 35 миллионов 170 тысяч рублей. Профицит бюджета связан с переходом на единый налоговый платеж. Основные налоги поступают от малого и среднего бизнеса, НДФЛ – от муниципальных учреждений, которые, кстати, требуют больших расходов на свое содержание.
Особенные дети
Большой интерес у общественников вызвало выступление начальника отдела образования администрации города Юлии Домашенко и ее содокладчика, заместителя главного врача УГБ по педиатрической помощи Елены Остапюк по вопросу обеспечения благоприятной среды для развития и социализации особенных детей, обеспечения им равных возможностей для получения качественного образования, медицинской помощи и интеграции в обществе.
– В общеобразовательных учреждениях города обучаются 10 тысяч 204 ребенка, в том числе 635 детей с ограниченными возможностями здоровья и 103 ребенка-инвалида, – уточнила Юлия Геннадьевна. – В девяти школах установлены пандусы для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Создано 33 класса для детей с легкой умственной отсталостью, три – для детей с задержкой психического развития. 153 класса имеют в своем составе учеников с ОВЗ. Задача школы – включение этих ребят в социальное пространство, в общество здоровых сверстников как равных, но с учетом их особых потребностей.
– В Усольской городской больнице наблюдается 663 ребенка-инвалида, 15 из них с паллиативным статусом, еще 15 – с редкими заболеваниями, – добавила Елена Викторовна. – 177 детей получают льготное лекарственное обеспечение. Первичную паллиативную помощь оказывают педиатры, прошедшие обучение. Из-за отсутствия лицензии в детской поликлинике и стационаре ряд мероприятий обеспечивает выездная бригада по оказанию паллиативной помощи из Ангарска. Участковые педиатры осуществляют диспансерное наблюдение за пациентами, организуют консультации узких специалистов и транспортировку на проведение исследований. Часто законные представители не выполняют рекомендации врачей по реабилитации детей, некоторые отказываются от паллиативного статуса.
– Что мешает нам открыть отделение паллиативной помощи? – поинтересовалась член Общественной палаты Галина Бочарова.
– Нет оборудования и специалистов-врачей паллиативной помощи. В педиатрии нет вливаний свежих сил, нам хотя бы работу основной педиатрической помощи обеспечить, – объяснила Е.Остапюк.
– Есть дети, которые не видят и не слышат, но родители пишут заявления на обучение, – продолжила Ю.Домашенко. – Увеличилось число детей с направлениями на психолого-медико-педагогическую комиссию. Из-за уменьшения рождаемости снижение количества таких детей прогнозируют в следующем году – в детские сады не придут 500 человек, в школах наберут два-три первых класса, а не четыре-пять, как сейчас.
Общественники сетовали на то, что с каждым годом детей с ОВЗ становится все больше, тогда как раньше городу хватало одной коррекционной школы. Интересовались, по какой программе занимаются эти школьники. Спрашивали, появится ли в Усолье детский невролог. Признавались, как тяжело работать с учениками коррекционной школы. И выяснили, что после девятого класса дети с ОВЗ идут в средне-специальные учебные заведения на рабочие профессии.
Иностранцы в городе
Продолжением темы стал вопрос о работе с детьми мигрантов в детских садах и школах, о воспитании толерантности и знании русского языка.
– Перед поступлением в детский сад и школу дети проходят собеседование у специалистов в Иркутске, – рассказала Ю.Домашенко. – Мы понимаем, что слабое владение русским языком порождает в ребенке страх, нежелание разговаривать. На сегодня десять детей мигрантов учатся в школах, девять посещают детские сады. Как показывает статистика, среди них немало ярких ребят. И их практически не бывает на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних.
Общественники, исходя из личных наблюдений, отметили, что у детей мигрантов сильная мотивация к учебе, они старательны, уважительны к старшим. Да и родители выбирают для них лучшие учебные заведения, считая, что путь к успешному будущему детей начинается с хорошего образования.
В следующий раз члены Общественной палаты встретятся после летних каникул, в сентябре.