
Когда в августе 1941 года отца призвали в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии, Галине Семёновне было всего полтора года. Этого момента она не помнит, а вот день, когда 31-летний Семён Корнилович вернулся с войны домой, запечатлелся в ее памяти в мельчайших подробностях.
– Был ноябрь 1945-го, мы с мамой жили в маленькой однокомнатной квартире деревянного барака на втором участке, мне уже почти шесть лет исполнилось, – вспоминает Галина Корнилович. – Мама меня искупала и ополаскивала из кувшина, а я смотрю в окошко и вижу голову мужчины в завязанной шапке-ушанке. Следом стук в дверь – и мама уже повисла на этом мужчине, я поняла, что это мой отец. После окончания войны он ремонтировал разрушенные дома в Севастополе, присмотрел домик и написал в письме: «Может, уедем сюда, в теплые края?». Но мама ни в какую не согласилась, и папа вернулся в Усолье.
Перед войной Семён Семёнович успел окончить курсы электриков, и его взяли по специальности на 97-й завод, он ушел на пенсию только в 1995 году. В семье родилось еще два сына. О том, как воевал, С.Корнилович вспоминал редко.
– Раньше, когда проходила через нижний парк, где стоит военная техника, среди которой противотанковая пушка «сорокапятка», я все время вспоминала отца – он был командиром такого орудия, – делится дочь. – У него в помощниках ходили представители северных народов, которые не говорили и не понимали по-русски, и они погибали в числе первых. Отец рассказывал, как однажды он с пушкой перебирался через овраг, а сослуживцы тем временем успели уйти вперед, и услышал: «Рус, плен!». Оглянулся, а сзади, за деревом – немец, эсэсовец, с пластиной в форме полумесяца, автомат на него наставил. Отец не растерялся, споро развернул пушку в сторону врага и выстрелил. Срезал и дерево, и немца, только автомат и пластина полетели в стороны.
На сайте «Память народа» я нашла сведения о том, что старший сержант Семён Корнилович воевал на Брянском, Воронежском, Юго-Западном и Южном фронтах. Среди его наград – медаль «За отвагу», орден Славы III степени, орден Красной Звезды. К медали «За отвагу» красноармейца представили в марте 1943 года. В наградном листе сказано: «Лучший командир орудия батареи, работающий в этой должности с момента формирования части. Его орудие много раз вело огонь с открытой позиции по врагу. За отважные и образцовые действия на Брянском фронте был представлен к правительственной награде – ордену Отечественной войны 2-й степени. В бою за село Крипаки (ныне село Суходол в ЛНР – прим. автора) огнем прямой наводки своего орудия по отступающему противнику уничтожил до взвода автоматчиков».
В январе 1944-го усольчанина наградили орденом Славы III степени. Вот что говорится в наградном листе: «15 января 1944 года противник перешел в контратаку с целью захватить курган +1,4, занятый нашей пехотой. Отражая контратаку, уничтожил 4 огневые точки противника, одно 75-миллиметровое орудие, подавил огонь ротного миномета и уничтожил 12 фашистов, чем обеспечил прочное закрепление нашей пехоты на достигнутом рубеже. В ночь с 15 на 16 января подавил две огневые точки, мешающие нашей пехоте».
В мае того же года нашего земляка представили к ордену Красной Звезды. Выписка из наградного листа: «В бою 28 февраля 1944 года за поселок Ленинский Николаевской области огнем своего орудия, стоящего на прямой наводке, уничтожил два ручных пулемета и подавил огонь одного 75-миллиметрового орудия, мешающих продвижению нашей пехоты. В бою 1 марта 1944 года за хутор Красноармеевский Николаевской области огнем своего орудия, стоявшего на прямой наводке, уничтожил одно 75-миллиметровое орудие, подавил огонь одного 105-миллиметрового орудия и двух минометов противника, мешающих продвижению нашей пехоты. Отражая контратакующего противника, уничтожил 11 вражеских солдат».
Не зря о бесстрашии сибиряков ходят легенды. Поверить в них очень легко, особенно, когда читаешь о том, какие подвиги они совершали во время Великой Отечественной войны и как упорно шли к Победе.
Инна ПРОКОПЕНКО.
Фото из архива Г.КОРНИЛОВИЧ.