
В середине октября в нашу редакцию обратились несколько жительниц частного сектора. Поводом стало тревожное наблюдение: вот уже четыре дня в парке возле церкви Спаса Преображения стоит привязанная лошадь. Женщины предположили, что животное находится там круглосуточно, поскольку видят его и утром, и вечером.
Начав разбираться, мы быстро поняли: история с одиноким конем – лишь верхушка айсберга. На самом деле это часть большой проблемы самовыгула животных в районе, который местные жители называют улусом.
Кони на самовыгуле
Анастасия Юрченко, одна из жительниц улуса, рассказывает, что около двух лет назад в их районе появились новые соседи с лошадьми. По ее словам, хозяева халатно относятся к своим животным.
– Лошади всегда находятся на самовыгуле. По этому поводу в их адрес часто поступают замечания, но они очень агрессивно на это реагируют, – рассказывает Анастасия.
Женщину при этом беспокоит не только бесконтрольный самовыгул, но и состояние самих животных.
– Они при любых погодных условиях, и в жару, и в холод находятся на улице без всякого контроля. То есть, за ними никто не присматривает. Пастухов с ними нет. Все это происходит в жилой зоне. Лошади находятся без воды. Мы считаем, что животные очень страдают от таких нерадивых хозяев, – делится переживаниями Анастасия.
Она уверена, что самовыгул лошадей нарушает российское законодательство. Кроме того, по мнению усольчанки, лошади представляют реальную угрозу для людей, особенно детей. Ведь некоторые дети понимают, что подходить к лошадям на улице опасно, а другие продолжают гулять на детской площадке, куда, в том числе, эти лошади и приходят.
Анастасия упоминает случай, когда жители после предполагаемого нападения лошади на ребенка вызывали полицию. Чем закончилось разбирательство, она не знает, но после инцидента лошади по-прежнему продолжили свободно гулять по улицам.
– Мы, конечно, детям тоже говорим, чтобы близко не подходили. Но они из-за жалости, бывает, и воду им приносят сюда, – объясняет Анастасия.
Ни сна, ни сена
Ирина, еще одна местная жительница, сталкивается с другими неудобствами. По ее словам, лошади могут гулять по улицам и глубокой ночью. Были случаи, когда животные в два часа ночи щипали траву возле дворов жителей. Собаки начинают лаять – и сна до утра не видать.
Ирина, которая сама держит коров, рассказывает о прямом ущербе, который она несет из-за лошадей:
– Они ходят к моим коровам, жуют на моем участке сено. Ездила к хозяйке, разговаривала, жаловалась. Говорят: «Хорошо», но воз и ныне там. Кони как ходили, так и ходят.
О коне, привязанном в парке, Анастасия и Ирина узнали из чата жителей. Они отмечают, что мнения в улусе разделились: одни к свободно разгуливающим лошадям относятся нейтрально, другие – резко негативно.
Проблема, по словам Анастасии, носит общегородской характер: лошади свободно пасутся даже напротив мэрии. Она жаловалась в чат губернатора Игоря Кобзева, куда подключились местные власти и порекомендовали жителям обращаться в ветслужбу. Однако решение так и не было найдено.
– Надо уже какие-то меры принимать. Хозяева лошадей, видимо, поняли, что животных можно экономно содержать на самовыгуле, особо о корме и пастухах не заботиться, – резюмирует Анастасия.
Страдает ли конь?
Нам удалось пообщаться с другой стороной конфликта. Екатерина, которая ухаживает за лошадьми, признает факт их периодического самовыгула, но не согласна с тем, что животные представляют угрозу или доставляют неудобства. В хозяйстве ее семьи – восемь лошадей.
Она рассказывает свою версию истории с конем у церкви:
– Мы выгуливали лошадей возле церкви. Мы спрашивали у рабочих, можно ли пасти, и они ответили: «Да, конечно, нам даже лучше – меньше косить траву будем». Все согласовали. Потом видим пост, что «бедный, несчастный конь» пять дней без еды, без воды, и вообще никто его не трогает. Но его каждый день заводили домой, поили, кормили.
Екатерина соглашается, что пастух находится с лошадьми не постоянно, но утверждает, что навещает их каждые два-три часа. Девушка считает, что недовольство жителей вызвано непониманием:
– Конь, когда стоит и отдыхает, может расслабить задние ноги, а люди говорят, что у него ноги подкашиваются. Он может «игогокать», потому что ему скучно, а они думают, что он голодный. Люди могут многое себе нафантазировать, но на самом деле с конем все хорошо.
По словам Екатерины, зимой животные обрастают подшерстком и до -20 градусов не испытывают дискомфорта. На ночь на них надевают попоны.
Примечательно, что в день нашей встречи коней забрали из парка. Екатерина объяснила это поступившими в ее адрес просьбами жителей. Она согласилась забрать их домой, чтобы те «не мозолили глаза» недовольным жителям.
Конфликты, по ее словам, возникали и раньше. Мест для выпаса становится все меньше: люди либо запрещают пастись на «своих» полях, либо боятся, что лошадь укусит или накинется.
Лошади мешают не всем
При этом, по словам Екатерины, многие соседи относятся к лошадям благосклонно.
– Они рады, они нас защищают. Но более гневные люди начинают писать в полицию. Полиция не действует, потому что мы не нарушаем закон. Гневные люди пишут президенту, еще кому-то. Поэтому и начался этот «кипиш», – добавила девушка.
Есть и те, кто, наоборот, просит подпускать лошадей к своим участкам – чтобы те боролись с сорной травой. Сами пастухи, заверяет Екатерина, регулярно убирают за животными.
Таким образом, улус разделился на два условных лагеря: на тех, кто видит в бродячих лошадях угрозу и беспорядок, и тех, кто видит в них часть местного колорита.
Добавим, что во многих регионах России практикуют штрафы за самовыгул лошадей. В средствах массовой информации неоднократно появлялись сообщения о нападении лошадей на людей и о дорожно-транспортных происшествиях, произошедших по их вине. Согласно Федеральному закону № 498, владельцы домашних животных обязаны исключить возможность свободного, неконтролируемого перемещения животного по дорогам и во дворах.
Егор ТИТОВ.
Фото автора.
